На главную

Мои публикации

 Интересные статьи

 Презентации 

 

К.Э.Н. Орехова С.В.

Уральский государственный экономический институт, г. Екатеринбург

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФИРМЫ
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОЙ РЕСУРСНОЙ ТЕОРИИ

Ресурсный подход подчеркивает уникальность каждой компании и полагает, что ключом к прибыльности является не повторение модели поведения других фирм (прямой бенчмаркинг), а эксплуатирование различий между ними. Создание конкурентного преимущества предполагает формулирование и реализацию стратегии, основанной, прежде всего, на внутренних факторах: на уникальности багажа ресурсов и способностей каждой фирмы. Способность фирм применять конфигурации различных активов, соединять ресурсы со знаниями является основой конкурентоспособности в современном мире.
         
Последние исследования в области выбора инновационной стратегии фирмы и поиска устойчивых конкурентных преимуществ все большее внимания уделяют ресурсному подходу и ее современному ответвлению - концепции динамических способностей. Тем не менее, многие теоретические и методические дефиниции в ресурсной концепции остаются не до конца понятными, неочевидна их сущность, структура и причинно-следственная связь.
         Основной задачей данной работы является уточнение логической структуры понятийного аппарата теории динамических способностей фирмы, что позволило бы, на наш взгляд, изучать такие исследовательские проблемы как:
          1. влияние отдельных ресурсов на формирование ключевых компетенций фирмы;
          2. обоснование выбора различных типов ресурсов в зависимости от стадии жизненного цикла компании;
          3. измерение эффективности динамических способностей и ключевых компетенций фирмы.
          Существует достаточно много точек зрения на соотношение понятий «ресурсы», «способности» и «компетенции», их влияние на конкурентоспособность бизнеса.
          Авторский взгляд на механизм формирования конкурентных преимуществ в контексте современной ресурсной теории представлен на рисунке 1.


 
Рисунок 1 - Логическая схема формирования конкурентных преимуществ фирмы в контексте ресурсной теории

Конкурентные преимущества, в теоретических исследованиях большинства ученых называемые устойчивыми, касаются создания такого продукта, который в глазах потребителя существенно бы отличался от других, имеющихся на рынке.  Продукт в данном смысле уже не рассматривается как некий товар, работа, услуга, а представляет собой «пучок потребительской ценности», состоящий из характеристик самого товара, предпродажного и послепродажного сервиса, цены, брэнда и многих других атрибутов. Потребителя, по большому счету, не интересует, каким образом было достигнуто данное конкурентное преимущество, его интересует сам продукт.
          Однако с точки зрения успешного управления и развития самой фирмы уже очевидно, что она должна обладать неким набором ресурсов и способностей, которые формируют ключевые компетенции, позволяющие ей создавать конкурентоспособные продукты.
          Поясним механизм взаимодействия ресурсов и способностей фирмы, которые, в свою очередь, формируют ключевые компетенции фирмы.
          
Согласно концепции динамических способностей, ресурсы - это специфические для фирмы активы, которые трудно, если вообще возможно, имитировать » [Teece, Pisano and Shuen, 1997, p. 516].
          
Классификация ресурсов, как правило, учитывает такие их типы, как финансовые, физические, человеческие, технологические, организационные (системы контроля качества, корпоративная культура и т. д.) и репутационные [Hofer and Schcndel, 1978, p. 145]. Грант расширил пятиэлементную типологию К. Хофера и Д. Шендела, добавив к ней шестой тип - нематериальные ресурсы (например, репутация, узнаваемость брэнда, гудвилл) [Grant, 1991, р. 119].
          
С точки зрения теории трансакционных издержек, специфические активы - это активы, которые не могут быть использованы альтернативным образом без существенной потери в их потенциале. Используя именно эти критерии, Уильямсон [Уильямсон О.И., 2002, с. 167] выделил шесть типов специфичности активов:
         1. Специфичность местоположения актива (возникает в ситуациях ограниченной мобильности активов в пространстве: природные ресурсы, выгодное экономико-географическое расположение);
         2. Специфичность физических активов (инвестиции в оборудование);
         3. Специфичность человеческого капитала (обладание человеком особыми знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенных операций);
         4. Целевые активы (инвестиции), направленные на расширение производственных мощностей;
         5. Торговые марки (брэнды);
         6. Специфичность активов во времени.
         В
исследовании М. Петераф [Peteraf, 1993] выделено четыре критерия, которым должны соответ­ствовать ресурсы фирмы для генерирования устойчивых конкурентных преимуществ:
         
1. неоднородность ресурсов (в отсутствии различий в экономической эффективности между ресурсами ренты невозможны). Дж. Барни интерпретировал данное положение несколько иначе: при однородности ресурсов стратегии всех фирм будут одинаковыми, но тогда нет причин дифференциации между ними, то есть конкурентных преимуществ любой из них [Barney, 1991].
         
2. ex ante ограничения конкуренции: генерировать ренты могут лишь те ресурсы, которые куплены по цене ниже их дисконтированной стоимости.
         3.
ex post ограничения конкуренции, то есть конкурентам должно быть крайне тяжело или невозможно имитировать либо заместить ресурсы, генерирующие ренты.
         4.
несовершенная мобильность (imperfect mobility) ресурсов, которые должны быть специфичны относительно конкретной фирмы.
          
Именно затрудненность перемещения ресурсов (недоступность на рынке) делает их неоднородность долгосрочной, а конкурентные преимущества - устойчивыми. К «механизмам изоляции» (термин из [Rumelt, 1987]) относятся уникальные комплементарные активы, неявное знание (например, технологическое или управленческое ноу-хау), отраслевые технические стандарты, высокие издержки переключения на новых поставщиков и др. Особое место среди них занимают механизмы организационного происхождения, прежде всего, траектория развития фирмы и неопределенность причинно-следственных связей. [Катькало, 2002].
          
Однако, само по себе наличие ресурсов, даже в виде специфических, не гарантирует конкурентоспособность фирмы, особенно в долгосрочном периоде. Она должна обладать некой «метаспособностью» (термин из [Miles et ai., 2000]) для их эффективного использования. Согласно [Teece, Pisano and Shuen, 1997, p. 516], динамическими являются «спо­собности фирмы к интегрированию, созданию и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для соответствия быстро изменяющейся среде». Микрооснования динамических способностей - это конкретные умения, процессы, процедуры, организационные структуры, правила принятия решений и порядки, которые лежат в основе распознавания и использования возможностей [Teece, 2007].
           
Но динамические способности фирмы ценны и полезны только при наличии у нее специфических активов. По определению К. Зотта [Zott C., 2003], под динамическими способностями понимается некий набор рутин, обуславливающий эволюцию принадлежащих фирме конфигураций ресурсов. Сами по себе динамические способности не могут служить источником устойчивого конкурентного преимущества, так как обладают свойством эквифинальности (их можно имитировать и передавать).
           
Таким образом, только при удачном сочетании ресурсов и динамических способностей, на наш взгляд, возможно достижение синергетического эффекта в виде появления ключевых компетенций фирмы. В данном случае под ключевыми компетенциями можно понимать некопируемые сочетания ресурсов, позволяющие фирме адаптироваться к изменениям и формировать устойчивые конкурентные преимущества.